Melissalounge.ru

Информационно аналитический портал о недвижимости

Квартира в наследство: подводные камни или что нужно знать о принятии квартиры по завещанию

Получить недвижимость – заветная мечта многих. Однако, когда дело доходит до оформления прав на завещанное, каждый человек начинает паниковать: издержки, пошлины, куча документов, встречи с юристами. Через все эти сложности проходит человек, пытающийся оформить своё право на законное получение жилплощади.

Из материалов этой статьи вы узнаете, какие документы для принятия наследства на квартиру, земельного участка, дома необходимо собрать, до каких пор их надо предоставить и к кому обратиться за помощью с регистрацией всех бумаг.

Какие документы для вступления в наследство по завещанию на квартиру или дом необходимы?

Перед тем как вступить в права владения квартирой, ознакомьтесь с основными правилами, которые регламентированы законом РФ. Они сделают весь процесс получения недвижимости более простым и понятным человеку, впервые столкнувшемуся с этим.

Обязательно проявите внимательность перед началом сбора бумаг.

Вам потребуются следующие документы:

  • Свидетельство о смерти завещателя.
  • Справка, которая подтверждает количество прописанных в квартире лиц.
  • Удостоверение личности заявителя.
  • Любой документ, который бы говорил о степени родства.
  • Сам текст оригинального завещания.
  • Полный список возможных претендентов на недвижимость.
  • Правоустанавливающий документ на жильё (договоры: купли-продажи, мены, дарения, постановление суда).

Кроме этого, придется собрать список дополнительных бумаг:

  • Выписка из БТИ.
  • Справка, подтверждающая стоимость жилья.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Запись лицевого счета, которая бы подтвердила отсутствие задолженностей по услугам ЖКХ.

Затем после того как вы собрали приличное количество документов, уточните, были ли у умершего иные претенденты на имущество. Если вы сомневаетесь в своих познаниях на этот счет, то отправляйтесь в контору нотариуса, там вам дадут полные сведения.

Когда документы у вас на руках, знания о том, что никто кроме вас не может претендовать на завещанное, тоже присутствуют, самое время выяснить, где именно находится необходимый вам нотариус. Обратитесь к тому, который прикреплен к району проживания умершего. Именно этот специалист поможет вам вступить в свои права.

Процедура вступления в наследство состоит из нескольких этапов:

  • приход к нотариусу и составление специального заявления;
  • предоставление ему всех собранных документов;
  • оплата услуг юриста;
  • оформление перехода на права владения имуществом.

Какой срок давности по наследству на недвижимость установлен законом?

Отметим, что общий срок, который предполагает вступление в свои права на дом или иное жильё или заявление о них на него, строго регламентирован и составляет полгода. Он вступает в силу сразу же после того как произошла смерть завещателя или иные события, которые способствовали открытию завещания, например постановление суда о признании бывшего владельца имущества погибшим.

Нельзя не сказать и о другой возможной ситуации. Если претендент первой очереди, например сын усопшего, откажется от своего права на переход владения квартирой, то у другого ближайшего претендента, например у его брата, срок на вступление в свои права будет в два раза меньше – всего 3 месяца.

Не забудем отметить и следующий факт. Если человек решил отправить по почте основные документы, подтверждающее его согласие на вступление в наследование, то датой подачи их будет считаться именно тот день, когда претендент выслал письмо. Но не тот, когда оно добралось до адресата.

Отдельно отметим ситуацию, когда происходит трансмиссия. То есть прямой получатель умирает, так и не вступив в свои права, а все они переходят к его ближайшему родственнику. В таком случае, новому претенденту надо успеть все оформить в оставшиеся сроки. Если они менее 3-х месяцев, то по закону их можно увеличить, но только до тех самых 90 дней.

Для чего необходима оценка квартиры для вступления в наследство?

По закону невозможно стать обладателем квартиры по праву завещания, не произведя процедуры её оценки.

Для чего же она так нужна?

Причина 1

Закон признал эту процедуру обязательной. Без неё никак не вступить в свои права. Вам придется оплатить услуги нотариуса, а единственный документ, который он может от вас принять – это заключение оценщика. Именно на основании этой стоимости юрист сможет высчитать, какой процент вы должны заплатить ему за помощь.

Причина 2

Необходимо произвести данную процедуру, чтобы понять, какая доля принадлежит вам в квартире. Но в этом случае надо оценить не только жилплощадь, но и все имущество в целом. Это необходимо, если желающих заполучить жилплощадь больше, чем 1.

Причина 3

Возможный судебный процесс. Если в результате раздела имущества родственники не смогут прийти к какому-либо обоюдному решению и обратятся в вышестоящую инстанцию, то судье необходимо чем-то руководствоваться при принятии решения. Оценка квартиры поможет ему правильно разделить её между заявителями.

Какие документы вам придется собрать, чтобы произвести данную процедуру?

  • Правоустанавливающиме бумаги.
  • Выписка из БТИ.
  • Справка об отсутствии обременений на квартиру.

Сколько стоит такая процедура?

Здесь все зависит от региона, где вы проживаете. Например в столицах, эта сумма несколько выше, чем в провинциальных городках. Но в среднем по стране она колеблется от 2-х до 4-х тысяч рублей.

Как происходит наследование квартиры без завещания?

Отметим очень важную вещь, о которой часто забывают.

В России правами вступление во владение имуществом занимаются нотариусы. Если завещание (открытое или закрытое) было написано и передано юристу, то претендент на имущество может обратиться с ним к абсолютно любому нотариусу. К частному или государственному.

Если же человек собирается стать хозяином квартиры по закону, т.е без составленного на него завещания усопшего, то он может попросить помощи только у государственного специалиста по месту жительства умершего родственника или просто близкого человека.

Процедура принятия наследства в случае отсутствия текста завещания состоит из 2-х пунктов. Первый – состоит в том, что необходимо дать письменное согласие на это. Второй – заключается в принятии реальных действий, заявленных ранее.

Итак, рассмотрим их более подробно.

  • Обращаетесь к нотариусу по месту прописку усопшего.
  • Пишете заявление о том, что хотите вступить в наследование определенного вида имущества.
  • Пишите его собственноручно. Синей пастой своей лично ручки, это поможет вам избежать подделывания бумаг. Важно, чтобы при этом присутствовал нотариус.
  • Предоставляете список документов:
  1. Свидетельство о смерти бывшего владельца собственности.
  2. Выписка из его домовой книги.
  3. Ваш паспорт.
  4. Любую бумагу, которая бы подтверждала ваше родство.

Затем переходите к осуществлению шагов второго уровня.

Здесь все просто. Переезжаете в свою квартиру, оплачиваете все счета по ней, ухаживайте за собственностью и оберегаете её от посягательств со стороны кого-либо.

Регистрация квартиры, дома или земельного участка по наследству: какие документы потребуются на последнем этапе?

После того как все процедуры проведены, документы собраны, а вы признаны законным владельцем нового имущества, вам придется оформить на него права. Сделать это можно, обратившись в Росреестр.

Возьмите у нотариуса свидетельство о наследовании и вместе с ним предоставьте туда следующие бумаги:

  • Специальное заявление с просьбой произвести регистрацию недвижимости (дом, квартира, участок).
  • Кадастровый паспорт.
  • Бланк оплаты пошлины.

Вам остаётся только подождать примерно 10 дней и после этого вас официально зарегистрируют.

Это важно

Если желающих получить квартиру было несколько, то каждый из них получит документ подтверждающий регистрацию его отдельной доли.

Обязательно ли в этом случае платить какие-либо налоги?

Вовсе нет. Их отменили еще в 2006-м году. Все, что вам потребуется оплатить, это пошлина – 2000 рублей.

Сколько стоит вступить в наследство на квартиру?

  • Если вы являетесь претендентом первой линии, то будьте готовы заплатить за оформление 0, 3% от инвентаризационной стоимости квартиры. При этом данная стоимость не сможет превысить 100 000 рублей.
  • Для родственников других очередей данные выплаты будут представлять собой 0,6%. Их максимальная планка цены – 1 млн.рублей.
  • Не забудьте о дополнительных тратах: оценки квартиры – 2-4 тыс.рублей и о пошлине за регистрацию недвижимости – 2 000 рублей.
  • Нотариус возьмет с вас примерно по 5 000 рублей за выданные документы и около 1000 уйдут на мелкие издержки.

Подводя итог, заметим, что документы для получения недвижимости, являются абсолютно одинаковыми для всех регионов России: в Омске, Тюмени, Москве, Саратове и т.д. вам придется обратиться к нотариусу и предоставить абсолютно одинаковые бумаги.

Надеемся, что информация, содержащаяся в материалах данной статьи, стала для вас полезным руководством к действиям, теперь вы с легкостью справитесь со всеми возникающими трудностями на пути получения квартиры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *